На автопилоте

Chevrolet Tahoe, победитель DARPA Urban Challenge 2007 Chevrolet Tahoe, победитель DARPA Urban Challenge 2007
30 Декабря 2011
Текст: Сергей Лобанов

Автомобильные помощники берут на себя все больше функций. Не так далек тот день, когда водитель в машине будет вовсе не нужен!

Мечтать об автопилотах люди начали давно. Первые устройства, умеющие держать рули прямо, появились еще на самых первых самолетах-бипланах. Затем авиационный автопилот развился в полноценную программу, которая вот уже несколько последних десятилетий способна заменять живых летчиков на всех этапах полета. Уже сейчас военные успешно эксплуатируют беспилотные самолеты.
Достаточно давно появился автопилот и для морских судов. Автоматический машинист на линиях метро и даже на высокоскоростных железных дорогах тоже уже не редкость. Но вот про беспилотные автомобили в течение ХХ века речи даже не шло.
Дело в том, что движение самолетов, судов или поездов — намного более спокойный и упорядоченный процесс.
Плотность движения в воздухе или на воде в тысячу раз ниже, чем на дороге, нет знаков и светофоров, никто не кидается под колеса, да еще и диспетчеры руководят всеми участниками движения, заранее разводя их курсы.
Главной сложностью в создании автомобильного автопилота является, в первую очередь, распознавание обстановки. Человеческий ум во время вождения машины проделывает колоссальную работу, которую современные компьютеры пока просто не могут выполнить.

Audi TT-S (Университет Стэнфорда)Военный автопилот
Стимулировали разработку автопилотов американские военные. Армейское агентство DARPA объявило конкурс на создание беспилотного автомобиля. Первый раз DARPA Grand Challenge состоялось в 2004 году. 15 автомобилямучастникам предстояло проехать 230 км по пустыне Невада. Гонка провалилась полностью: половина не смогли даже покинуть старт, остальные очень быстро «заблудились» или съехали в канаву — победитель проехал лишь 12 км. И это по пустыне!
Но уже в 2005 году до финиша доехали пять машин, а в 2007 гонку проводили в городских условиях, и участники показали себя неплохо. Армия США уже массово закупает беспилотники — в Афганистане один робот приходится на 10 солдат. Это, например, «механические мулы» — грузовички, сопровождающие отряды бойцов, роботы-саперы и так далее. Но у военных своя специфика: они чаще двигаются по безлюдным улицам или по бездорожью, им не важна цена машины, но важно отсутствие человека за рулем, и они могут обеспечить дистанционное управление машинами. Колонна беспилотных грузовиков, прикрываемая с воздуха беспилотными самолетами, — так в ближайшем будущем будут выглядеть американские конвои в воюющих странах. Отсутствие потерь в личном составе станет важным достижением технического прогресса.

VW Passat Stadtpilot (Университет Брауншвейга)Конверсия
А что же гражданский автопилот? Для того чтобы машина могла оценивать дорожную ситуацию, разработчики снабжают ее массой устройств. Автомобили-участники DARPA Challenge были обвешаны приборами как новогодние елки: видеокамеры, радары, сонары, лидары, лазерные дальномеры и так далее. А компьютеры, обрабатывающие все сигналы, занимали весь багажник.
Однако технологии развиваются стремительно. Современные машиныбеспилотники уже почти не выделяются. Камеры и радары в основном замаскированы — спрятаны под решеткой радиатора или под салонным зеркалом заднего вида. Работу над такими машинами ведут многие автоконцерны и независимые организации. Например, компания Google хочет войти на авторынок именно с программойводителем. Их беспилотные машины уже наездили по дорогам США 100 тысяч км без аварий. Впрочем, за рулем каждой машины обязательно сидит страхующий водитель.
Стэнфордский университет поучаствовал в гонке Pikes Peak прошлого года, выставив автомобиль без пилота. Автомобиль Hongqi HQ3 под управлением программы, созданной китайским Университетом обороны, недавно проехал 250 км по загруженной трассе с очень высокой средней скоростью, причем без использования GPS-навигации.
Другими словами, беспилотные автомобили делают свои первые шаги. Пока они ездят как ученики автошколы — только по окраинам и под страховкой инструктора, но, можно не сомневаться, достаточно быстро они научатся всему, что нужно.

Микроавтобус Университета ПармыSartre
Возможно, самая близкая к воплощению система — это SARTRE, в разработке которой участвует компания Volvo. Суть этой идеи в том, чтобы помочь водителям преодолевать большие расстояния по европейским автобанам. Работать система будет так: автомобили, подключенные к SARTRE, выстраиваются в колонну вплотную друг за другом — на расстоянии десятка сантиметров. Автопилот каждой следующей машины повторяет траекторию предыдущей, разгоняются и тормозят автомобили синхронно. А возглавляет колонну опытный дальнобойщик за рулем грузовика. Присоединившись на трассе к такому «паровозику», можно будет передать автопилоту управление и вздремнуть, скажем, от Франкфурта до Парижа. Сделать подобную систему абсолютно безопасной позволяют уже сегодняшние технологии.

Принцип работы адаптивного круиз-контроля VolvoКруиз-контроль
Еще одна система, уже стоящая на товарных машинах, — это адаптивный круиз-контроль. С обычным круиз-контролем мы познакомились еще в 80-х годах: компьютер мог поддерживать заданную скорость на трассе, освобождая водителя от необходимости жать на газ. Сейчас же на некоторых машинах стоит адаптивный круиз. Он может поддерживать не только заданную скорость, но и заданную дистанцию до впереди идущей машины — что на трассе, что в пробке. Радары, «ощупывая дорогу», оценивают расстояние до другого автомобиля, и компьютер дает приводам задание — разгоняться или тормозить.
Наконец, в современных машинах уже стоят некоторые элементы автопилота. Mercedes и Volvo способны сбрасывать скорость и подготавливать системы безопасности перед аварией, а BMW в ближайшем поколении будет находить на обочине пешеходов и «подсвечивать» их специальным лучом света.
Добавьте эту статью:
« Назад в раздел
Характерная героиня
Характерная героиня
23 Апреля 2017

Съемки в кино, работа в одном из лучших театров страны, воспитание дочки – у нее все по любви. О борьбе с перфекционизмом и жизненных приоритетах Светлана Иванова рассказала в интервью «Дорогому удовольствию».

Покоритель высот
Покоритель высот
23 Декабря 2016

Идти только вперед, никогда никому не завидовать, надеяться только на себя – жизненные принципы известного тольяттинского бизнесмена, владельца клуба Maison, развлекательного центра «Оле Хаус», ресторана Ribay, члена Ротари-клуба «Тольятти», покорителя горных вершин Килиманджаро и Эльбрус Дмитрия Пилевина. Более 20 лет он ведет различные собственные бизнес-проекты и при этом не собирается останавливаться на достигнутом.

Океаны любви
Океаны любви
23 Декабря 2016

В жизни Валерии были не только праздники. Случались и драмы, и шторма, но за ними, словно по хорошо написанному сценарию, неизменно следовал оглушительный и вполне заслуженный триумф. Кажется, у певицы помимо музыкального есть и другой важный талант – талант к жизни.

Мечтать – значит жить
Мечтать – значит жить
6 Ноября 2016

Неунывающий оптимист, грамотный руководитель, бесстрашный покоритель водных просторов и просто интересная, многогранная личность. Основное направление деятельности Евгения Козлова – строительство. 17 лет он стоит у финансового «руля» компании «Городской строитель».

Служение выше личного
Служение выше личного
5 Ноября 2016

Ротарианцы – кто эти люди? Почему они объединились в клуб? Чему посвящены их собрания? Уж не масоны ли они? Эти и другие вопросы периодически возникают в головах у людей. Опровергнуть слухи и приподнять завесу тайны решил член Ротари-клуба «Тольятти», помощник губернатора округа 2220, директор группы компаний «Рынок-Агро» Сергей Тимофеев.

270 на 508.gif